Лев Кассиль. Из неопубликованного

Фонды музея хранят не только уникальные вещи Льва Абрамовича Кассиля, но и его бесценные мысли. Мы предлагаем Вашему вниманию выдержки из его ранее не опубликованных дневников. Думаем, что Вы разделите наш интерес к этому сокровенному жанру писателя.

Данная рубрика будет постоянно обновляться, так как сотрудники музея в данный момент активно работают с этим материалом.

***

"Никогда не следует стыдиться, что чего-то не знаешь. Этот ложный стыд мешает многое узнать. А вот нежелание знать- черта действительно постыдная, изобличающая в ленивой трусости. Если ты прямо признался, что не читал такой-то книги, то ты тем самым оставляешь надежду на устранение этого частного твоего невежества. Но когда ты начинаешь вилять, мыча что-то невразумительное, по поводу книги, которую ты не читал, тебя сочтут уже безнадёжным, как тупицу, который хоть и читал, да ничего не понял".

"Старческая страсть к поучениям… Если не справиться с ней при работе -гибель. Истинный зрелый, но не старящийся художник таит накопленную мудрость про себя, не лезет с назиданиями, не козыряет житейским опытом, но ведёт уверенно большую игру, зная все ходы наперёд и лукаво- великодушно расчисляя ставки так, чтобы читатель и не заметил, как он обогатился за счёт щедрого автора, ставящего на карту, но не бряцающего своим капиталом под столом".

"Надо разгрузиться. Нельзя так… Становишься невольно равнодушным к тому, что делаешь, так как делаешь очень много на ходу, на бегу, на скоку… И приходит спасительное безразличие, как защитная реакция на теребление души тысячами мелких дел, забот, заданий, поручений, обязанностей… Вероятно, так и делается человек бюрократом" (1950-е гг.).

***

Эйнштейн недавно сказал: "Вполне вероятно, что звёзды - это планеты, жители которых не нашли возможности мирно урегулировать международные отношения".Чёрт подери, неужели материя, осознавшая себя в человеке, низведётся снова до состояния первичного хаоса вещества? А?! Сознание, мысль возникли в недрах высокоразвитой материи и ныне проникли в самые потайные недра материи, в микромир… Вот как рванёт эта невообразимо тугоспрессованная силища вещества,уже распознанная и расковыренная человеком, и извергнется вся разом, обратив планету нашу снова в первозданную исполинскую каплю кипящей магмы!
Нет, человек силён тем, что всегда находит ДОБРОЕ НАЧАЛО, способное устоять перед напором гибельного зла, и потом ОДОЛЕТЬ его. Ещё найдут средства приостановить распад ядер атомных и нейтрализовать лавину реакции в самом изначальном моменте взрыва или создадут средства подавления радиации в живом организме. Верю и не боюсь ни сейсмической катастрофы, ни лелниковых надвигов,ни эпидемии, ни войны, ни уничтожения человечества. Найдёт оно путь и к существованию белкового тела живой клетки с элементами насильственного ядерного распада.

"Не убий", " почитай отца и мать твою", " не укради"-разве нам это не нужно? А мы часто страшась "внеклассового" звучания этих законоположений и церковной генеалогии их, больно уж мудрили, не решась сызмальства приучать к ним детей. Конечно, какие-то звучания должны быть в новых заповедях поверены камертоном сегодняшних воззрений, да и добавить следует кое-что. И я,например, попытался сделать это там. Где пробовал определить для ребят понятие счастья личного и общего, отсюда перейти к раскрытию начал коллективизма, к объяснениям представлений о справедливости.

Да, музыка всё-таки самое чистое и независимое искусство, в том смысле, что не нуждается в расшифровке образов путём привлечения обычных практических представлений и, минуя их, обращается прямо к эмоции… Музыка создаёт образ целиком из одних лишь ей присущих звучаний,,далёких от обычных слуховых представлений, и магией своей повелевает нашему воображению воссоздать этот доверяемый ему образ.

***

" Если мягок я излишне, как уверяют некоторые, то не по незнанию людей, а наоборот, потому именно, что очень уж хорошо распознаю под внешним апломбом мечущуюся неуверенность, под бравадой- растерянность, за показным- бахвальство и застенчивость, и сквозь высокомерие- жалкую неприкаянность А строгим быть, безжалостным- дело не трудное. Пробовал - получается. Но потом противно: словно утаил деньги от просившего помочь."

"Русская литература. Неторопливая, хотя и немногословная, чурающаяся вывертов, парадоксов, игривости слова и мысли, хмуро отвергающая всякое кокетство, безжалостно правдолюбивая, не склонная к смакованию гадостей, не очень уж изощряющаяся в построении фразы, т.е. больше заботящаяся не о сосуде, а о его содержимом, о смысле, которым должно быть до краёв наполнено слово- было бы ёмко, чисто, красиво".

" В основе стариковской манеры хвалить всё прошлое, твердя об измельчании сегодняшнего, лежит зависть к молодым и самолюбивое желание хоть немножко отомстить им за отнятую власть над жизнью" (1950-60-е гг.).

***

"Молодые, честолюбивые, мы,что ни день, спрашивали себя подобно Цезарю: "Что сегодня сделано для бессмертия?" А стареем и начинаем проверять на ночь: "Хоть что-нибудь сделал за день из того, что надо бы успеть, как жив…" Эдак-то скромнее. Да и верней куда…"

"Сено в прошлые годы было малодушное",- сказал Прокофьич. Здорово! Малодушное сено! И лето у меня прошлое тоже было "малодушным". Как бы нынешнее не промалодушничать и опять не кончить книгу…"

"Поколения в истории идут, сменяются волнами. Дети рождаются непрерывно, и жизнь не знает остановок или пробелов. Но в любую пору образуются определённые, основные группы, концентрирующиеся каждая вокруг известного возрастного ядра (дети, отцы, деды) и несущие характерные черты своего времени. Человек, так или иначе, всегда несом одной из этих волн" (1950-е гг.).

***

…Как часто мы утешали себя ходовой фразой о том, что мир - тесен, не имея мужества признать, что тесен не мир, а тот узкий круг жизни, в котором мы толчёмся. Известности литературного артистичного мира, соседи по дачам и курортам, собутыльники по банкетам в ВОКСе - все эти люди, с которыми у нас тотчас же и всюду находятся общие знакомые, ахающие "как тесен мир", этот маленький высший свет. А надо ходить как можно больше по широкому, по белому свету и видеть его горизонты далеко за пересечением новых дорог.

…Можно простить ошибку сердца. Простительные плутания в честном поиске, издержки мечущихся чувств, заблуждения пытливых умов. Но не прощаются торопливые ложные шаги в сторону манящей конъюктуры: однодневки, просчёты угодливого практицизма. Этому нет прощенья.

…Приехали вчера из Ленинграда. И снова в обалделых от восторга глазах стоит необозримое величие его пространств, подчинённых могучему ритму, где монументальные такты перспектив, строгая мелодия контуров и чудо объёмных пропорций размерены линейными повторами колоннад…Какое вдохновенное великолепие и дерзновенная мудрость в обращении с пространством! Был недавно тут у больного Маршака. Как всегда, интересно, питательно и заразительно. Очень хорошо он говорил о внутренней наполненности, о душевном здоровье писателя…

Тогда и творчество будет настоящим, полноценным, качественным. Это как у кормилицы: она должна заботиться о своём здоровье вообще, а не только о молоке. Здоровье - вот главное. А молоко ребёнку будет уже само по себе "хорошим".

Можно простить ошибку сердца. Простительны плутания в честном поиске, издержки мечущихся чувств, заблуждения пытливых умов. Но не прощаются торопливые ложные шаги в сторону угодливого практицизма. Этому нет прощения…

Поэзия - это сила убеждённого проникновения в суть вещей, таящих правду, скрытую подчас от равнодушных, она проходит мимо бестолочи и хаоса, противоречивых мелочей, но находит искомую правду отражённой в капле… (1950-60 гг.).

Последние новости

01.10.2024
4 октября отмечается...
30.09.2024
«Все кругом...
30.09.2024
"Неравнодушные...
26.09.2024
Уважаемые посетители...